Структуры
Со структурами мы с вами знакомы слабо. Несколько слов я сказал о них в 12.1. А именно, я сказал, что структура – это один из видов объектов (в широком смысле), который наряду с классами, модулями и перечислениями входит в состав пространств имен. У структуры, также как и у класса, могут быть свойства и методы. Нам известны структуры Точка, Прямоугольник и др.
В Паскале структурам соответствуют записи, в Visual Basic 6.0 структурам соответствует пользовательский тип данных, в Си структуры тоже называются структурами.
Все знакомые нам структуры достались нам готовыми, входящими в библиотеку классов .NET Framework Сейчас же мы займемся созданием собственных структур. Для нас структура будет пока не вместилищем методов и свойств, как мы привыкли, а всего лишь местом для хранения набора разнотипных данных. Вы скажете, что для этого мы уже пользовались коллекцией. Но у коллекции и у структуры немножко разные области применения. В дальнейшем вы почувствуете разницу между ними.
Рассмотрим пример.
Задание. Вы хотите занести в компьютер информацию о ваших любимых компьютерных играх (хотя бы для того, чтобы затем как-то ее анализировать, например, определить, какая игра занимает больше места на диске). Для простоты ограничим информацию об игре тремя элементами:
- Название игры
- Сколько места игра занимает на диске (в мегабайтах)
- Хорошая или плохая графика у игры (ваша оценка)
- Распечатать название первой игры
- Определить, сколько места займут на диске обе игры вместе
- Ответить, хороша или плоха графика у второй игры
- Имя
- Дата рождения
- Цвет глаз
- Распечатать ваш возраст и цвет глаз
- Ответить на вопрос – правда ли, что ваш дядя старше тети.
- Название
- Автор
- Дата издания
- Число страниц
- Вычислить средний возраст ваших книжек
- Определить, каких книжек больше – толстых или тонких
- Ответить на вопрос – есть ли у вас разные книги одного автора (это нелегко)
Также для экономии ограничимся двумя играми. Ваша программа должна будет занести в память информацию об обеих играх, а затем выполнить три задания:
Ваши действия. Для начала нужно создать структуру для размещения информации об игре. Нам уже приходилось конструировать перечисления (см. 13.3). Там мы сначала создавали тип
перечисления, а затем объявляли этим типом переменные. Здесь действуем аналогично – придумываем сначала имя новому типу структуры (типИгра), причем придумываем также имена и типы всем элементам информации об игре, которые мы хотим хранить в структуре, после чего пишем:
Structure типИгра
Dim Название As String
Dim Объем As Integer
Dim Графика_хорошая As Boolean
End Structure
Слово Structure как раз и обозначает структуру.
Тип определен. Теперь VB знает, что входит в информацию об игре и сколько места в памяти она займет. Можно объявлять переменные, то есть отводить место в памяти:
Dim Игра1, Игра2 As типИгра 'Отводим в памяти место под информацию о двух играх
Вот полный текст программы:
'Создаем тип структуры. Его нельзя объявлять в процедуре:
Structure типИгра
Dim Название As String
Dim Объем As Integer
Dim Графика_хорошая As Boolean
End Structure
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
Dim Игра1, Игра2 As типИгра 'Отводим в памяти место под информацию о двух играх
'Заносим в память компьютера информацию об играх:
Игра1.Название = "StarC" : Игра2.Название = "Heroes III"
Игра1.Объем = 90 : Игра2.Объем = 200
Игра1.Графика_хорошая = False : Игра2.Графика_хорошая = True
Debug.WriteLine(Игра1.Название) 'Выполняем 1 задание
Debug.WriteLine(Игра1.Объем + Игра2.Объем) 'Выполняем 2 задание
'Выполняем 3 задание:
If Игра2.Графика_хорошая Then Debug.WriteLine("Хорошая графика") _
Else Debug.WriteLine("Плохая графика")
End Sub
Обратите внимание, что имя элемента структуры отделяется от имени переменной точкой. Нам это привычно по работе со структурами Размер, Прямоугольник и др., когда имя такого элемента структуры, как свойство, тоже отделялось от имени переменной точкой.
Массивы и структуры отличаются от простых типов данных, таких как Integer или String. Если переменная простого типа содержит в каждый момент времени только одно значение (число, строку, дату и т.п.), то массив или структура в каждый момент времени содержат по нескольку значений. Поэтому такие типы называют составными (composite).
Можно писать операторы такого вида:
Игра2 = Игра1 'Игре 2 присваиваются все элементы 1-й игры
В этом случае всем элементам игры 2 присваиваются значения соответствующих элементов игры 1.
Базы данных. Выстроенную подобным образом в памяти информацию о чем-либо часто называют базой данных. Всю информацию об одной переменной (в нашем случае об одной игре) называют записью в этой базе данных. Программу, которая извлекает информацию из базы данных, сортирует записи и производит другую обработку информации в базе данных, называют системой управления базой данных. В нашем примере роль системы управления базой данных играет процедура Button1_Click.
Базы данных являются настолько распространенным средством хранения информации, что в VB есть специальные мощные инструменты для работы с ними. Мы рассмотрим их в Глава 24. .
Массивы структур: Вы хотите создать базу данных о 30 играх. Для этого достаточно вместо очень длинного объявления
Dim Игра1, Игра2, …………… Игра30 As типИгра
объявить массив:
Dim Игра(30) As типИгра
Теперь можно использовать операторы такого вида:
Игра(16).Название = "KU4" 'название 16-й игры
Игра(25).Объем = 400 'объем 25-й игры
Debug.WriteLine(Игра(8).Графика_хорошая)
Игра(29) = Игра(12) '29-й игре присваиваются все элементы 12-й игры
Структура в структуре: Элементы структуры могут иметь не только простой тип, но и составной, в том числе быть массивом, структурой или объектом.
Пусть мы хотим иметь более подробную, чем в предыдущем примере, информацию о графике. Для этого организуем отдельную структуру:
Structure типГрафика
Dim Хорошая As Boolean
Dim Число_цветов As Integer
Dim Максимальное_разрешение As String
End Structure
А поскольку информация о графике является составной частью информации об игре, вставим переменную созданного типа в качестве элемента в структуру игры:
Structure типИгра
Dim Название As String
Dim Объем As Integer
Dim Графика As типГрафика
End Structure
Теперь мы можем писать такие операторы:
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
Dim Игра(30) As типИгра
Игра(8).Графика.Хорошая = True
Игра(14).Графика.Число_цветов = 65000000
Игра(29).Графика.Максимальное_разрешение = "1280х960"
Debug.WriteLine(Игра(14).Графика.Число_цветов)
End Sub
Заключение. Вы увидели, что составные элементы структуры сами могут включать в себя структуры. Они могут вкладываться друг в друга, как матрешки, до бесконечности. Так можно создать иерархии данных практически в любой области знаний. Примеры же о массивах и объектах в качестве элементов структур я не буду рассматривать, так как они кажутся мне несколько сложноватыми для начинающих.
Задание 109.
Создайте базу данных о себе, ближайших родственниках или друзьях. О каждом должно быть известно:
Массивы не используйте. Программа должна:
Задание 110.
Создайте базу данных о своих книжках. О каждой книжке должно быть известно:
Обязательно используйте массив не меньше, чем из 5 структур. Программа должна: